Тезисы участников Конференции

Русскоязычная версия опросника MI-RSWB - Многофакторный опросник религиозного/духовного благополучия (ОРДБ)

17.04.2017

Технология конфессионально-ориентированной реабилитации больных эндогенными психическими заболеваниями с алкогольной зависимостью

17.04.2017

Особенности религиозного поведения у больных шизофренией с религиозно-мистическими переживаниями

17.04.2017

Особенности проведения лечебно-консультативной работы отделения особых форм психической патологии

17.04.2017

1/4
Please reload

Интеграция психиатрии и религии в оказании помощи гражданам старшего поколения

 

В мире наблюдаются глобальные демографические тенденции, связанные  со старением населения. В период с 2007 по 2050гг. доля лиц старше 60 лет возрастет с 10% до 33%, достигнув 2 миллиардов человек. Впервые в истории пожилые и молодые люди будут составлять равные доли в структуре населения. К 2050г. число пожилых людей в некоторых странах вдвое превысит число детей. В России доля лиц старшего возраста увеличится до 29% к 2031г. Ожидаемая продолжительность жизни вырастет как у мужчин (с 69,7 до 73,3 лет), так и у женщин (с 75,5 до 82 лет).

 

     Процессы старения ассоциируются с ростом психической патологии и деменций. Ожидается, что число пациентов с деменциями в мире возрастет с 35,6 до 65,7 млн человек к 2030г. и до 145 млн человек к 2050г. 

    

     По данным ВОЗ, ежегодно более 800 000 человек совершают самоубийства. Они являются второй ведущей причиной смерти среди молодых людей 15–29 лет. Среди лиц старше 75 лет этот показатель в три раза выше, чем среди молодежи.   

 

     Процессы инволюции могут проявляться  упрощением биологической структуры функциональной системы организма,  постепенным, но неравномерным  снижением  биологических, психических и социальных функций, обратным развитием отдельных органов и систем, снижением адаптационных возможностей. Наряду с этим для инволюции характерны и приспособительные адаптационно-регуляторные механизмы, способные поддерживать функционирование организма на оптимальном уровне, направленные на выживание, повышение жизнеспособности, увеличение продолжительности жизни [Фролькис В.В., 1982]. Их эффективность  увеличивается  посредством разнообразных когнитивных, эмоциональных, поведенческих адаптивных действий, так называемых копинг-стратегий, например, оптимизма, позитивного настроя, религиозной веры.

 

     В настоящее время отмечается не только  недостаточная  организация  и качество системы  оказания медико-социальной помощи гражданам старшего поколения,   но и  недооценка  в этой  системе роли духовной составляющей при  придании  наибольшего значения  биологической.

 

     При этом в христианской антропологии личность рассматривается в единстве духовных, душевных и телесных проявлений. Духовность определяется как высший уровень развития и саморегуляции личности, игнорирование которого приводит к нравственному диссонансу, духовному конфликту и расстройству духовной, душевной  и телесной  сфер.

 

     Ортодоксальной психиатрией взаимоотношения между психическим здоровьем и духовностью, основным проявлением которой является религиозность, не исследуются, а порой интерпретируются скептически.  Как  писал епископ Варнава (Беляев),  «по иронии судьбы  и истории людьми с больной душой  занимаются  врачи, не верующие  ни в душу, ни в Бога, а не пастыри и учителя Церкви и не духовные старцы».          

                                                                   

При этом еще Евангелистами  описывались  одержимые «припадками» и «духом нечистым», «бесноватые», «лунатики», «прокаженные», «расслабленные», «кровоточивые», «глухие», «слепые», «немые» и «косноязычные», страдающие «язвами», «всякими болезнями и немощами», исцеляемые    словом Божием.

 

     На протяжении столетий отмечалось эпидемическое распространение  особых  психических  расстройств, в простонародье  именуемых «бесноватостью»,  «икотой», «кликушеством», «меряченьем». Их   клиническая  картина содержит   идеи одержимости, колдовства, мессианства, озарения, откровения, пророчества,  религиозные видения и  глоссолалии  и  совпадает с Евангелическим описанием подобных состояний.

 

Несмотря на попытку их масштабного научного рассмотрения в рамках  традиционной психиатрии, для  предотвращения  религиозных эпидемий этих расстройств, даже во времена  неприятия      религии,   психиатры-исследователи в разработанных  методических  рекомендациях наряду с  использованием медикаментозной  и психотерапии  предлагали  «учить население разумно соблюдать религиозные обряды» и «использовать ритуалы молитвы как аутотренинг нервно-психической сферы» (Медведева В.В., 1980). 

 

     Согласно  «Основам  социальной концепции Русской  православной церкви» (2000г.)   одинаково неоправданным является как «сведение всех психических заболеваний  к проявлениям одержимости»,  так и «попытка лечения любых расстройств исключительно клиническими методами», ряд расстройств духовной сферы, пограничных с психическими заболеваниями, нуждаются в пастырском окормлении и применении специальных практик.

 

     Такими практиками, оказывающими   духовный и  психотерапевтический эффект, являются  церковные таинства - крещение, венчание, исповедь и причащение,  соборование, отпевание,  а  также молитва и участие  в церковном сообществе.

 

    Невозможно  недооценить  и обращение к святоотеческому наследию, к трудам и  жизненному опыту святых,   которые при жизни  претерпели многие испытания и через их преодоление  приобрели  дары прозорливости, исцеления телесных,  душевных и  духовных  немощей, молитвенной помощи  даже после их  смерти.

 

    В позднем возрасте обращение  к религиозности и духовности   способно определять  дальнейшее  эволюционное   развитие  человека и благоприятные формы старения.  Отмечено, что  у   верующих  людей старшего поколения при постоянном когнитивном тренинге, связанном с участием в церковных таинствах  и православной общине, с вычитыванием и заучиванием молитв,   нет выраженных  эмоциональных  и когнитивных   расстройств. Для верующего человека  неоспоримо, что вера, церковные  таинства  и  практики  способны  облегчать  не только  телесные, но и духовные немощи.   Даже  в случае развития   психических расстройств, религиозный пациент способен использовать особые способы совладания с ними. Так,   пациентка созрительным галлюцинозом отмечала, что во время  молитвы  «видения  успокаивались, уходили  или сами начинали слушать». Пациентка  со слуховым  галлюцинозом считала их проявлением «темных сил», при их  появлении молилась  и просила  помощи у   иконы Божией Матери. Больная  с угрожающими  слуховыми галлюцинациями   читала Псалтырь,  осеняла  их крестным знамением «освященной рукой» (приложенной к  Святым  мощам) и   «запирала»  в углу комнаты.  

 

Учитывая важность духовной помощи при психических расстройствах, депрессиях, деменциях, связанных как с самими процессом инволюции, так  и с тяжелыми утратами,   болезнями,  потерей смысла жизни и страхом смерти,   возникла  потребность  в обращении  к  такому    святому,  который при  жизни сам  испытал много страданий,  связанных, в том числе,   с тяжелыми болезнями, духовными немощами, искушениями и страстями,    стал  духовным пастырем и наставником  в трудных жизненных ситуациях для многих нуждающихся, исцелял  духовные,  психические и телесные  немощи,  жизненный пример и молитвенное обращение к которому могли бы помочь пациентам в  исцелении.

 

     Таким святым для нас стал преподобный Гавриил Седмиезерный (Зырянов) – один из великих старцев дореволюционной России, прославленный в лике местночтимых святых Казанской епархии в 1996 году. Его жизненный путь  был тернистым — со множеством страшных, лютых искушений,  преследовавших его в течение всей жизни. Постоянными спутниками преподобного Гавриила были непонимание, клевета, предательство со стороны братии, тяжкие болезни и непрестанная духовная брань.

 

     Он сам, познав на опыте, что значат «цепи страстные»,  впоследствии всегда был сострадателен к рабам какой-либо страсти, никогда не осуждал их, соболезновал, старался словами, своими советами и молитвами ослабить «узы вражеского плена». Преподобный Гавриил миловал и жалел всех подверженных дурным привычкам и страстям и прославился как великий утешитель и помощник в скорбях. Кто-то искал у него разрешения от тягостных сомнений, кто-то молитвенной помощи, кто-то приходил к старцу в надежде на чудесное исцеление от физических и психических недугов. Но более всего он помогал нервнобольным, близким к отчаянию и сумасшествию (епископ Варнава (Беляев) «Тернистым путем - к небу», 1996г.).

 

     Преподобный Гавриил  использовал в помощи  нуждающимся   обращение к трем составляющим человеческого существа. На биологическом уровне он  с успехом применял  гомеопатические средства, на психологическом  -  утешение,  на духовном - церковные таинства и  молитву за болящего. Из книги архимандрита Симеона Холмогорова «Един от древних» (1964г.): «Когда же все средства исчерпывались и не было возможности вызвать врача, батюшка возлагал все упование  на Бога и начинал усиленно молиться, давая при этом обеты. И больные начинали поправляться».

 

      Но самым действенным  средством помощи была любовь старца к Богу и людям,  которая сопровождала его всю жизнь и тепло, и свет этой любви  привлекали к нему  сердца  и мятущиеся  души страждущих исцеления.  Преподобному Гавриилу   был открыт  дар  прозрения,  слезной умилительной молитвы и  духовного водительства  - старческого душепопечения.  

 

В 2015 году во время  работы Российского съезда психиатров в Казани группа врачей-психиатров побывала в Седмиезерной Богородичной пустыни, где покоятся мощи преподобного Гавриила Седмиезерного, познакомилась с настоятелем монастыря – архимандритом Германом (Кузьминым),  который передал в дар Центру психиатрии и наркологии им. В.П.Сербского икону преподобного Гавриила Седмиезерного, книги о святом,  которые и сейчас помогают врачам-психиатрам в оказании духовной помощи пациентам. В дальнейшем  его икона с частицей мощей была передана  в Высоко-Петровский монастырь г.Москвы. Стали  регистрироваться свидетельства духовной  помощи   и  исцелений по молитвам  к  преподобному Гавриилу при духовных, душевных и телесных  заболеваниях, которые   направлялись  в   комиссию по канонизации святых Казанской епархии.  В настоящее  время  идет  процесс общецерковного прославления святого.

 

Ннаблюдающееся в психиатрии игнорирование духовности  может быть связано  с несовместимостью  представлений, основанных на  науке и  вере; низким уровнем религиозности среди психиатров; недооценкой ими роли религии в жизни пациентов;  недостатком  у них специальных познаний в этой области.  Однако в последние десятилетия  появились глубокие исследования  в этой  области (Авдеев Д.А., Полищук Ю.И., Кондратьев Ф.В.). Во Всемирной психиатрической ассоциации создан отдел  «Religion, SpiritualityandPsychiatry». Это идет в поддержку и развитие   мнения  выдающегося психиатра Д.Е.Мелехова (1979),  по словам которого, «в психологии и психиатрии  возникла императивная  необходимость  синтетического   рассмотрения  психических проявлений человека   во всей полноте его духовного  и психофизического бытия».                   

Автор:

Please reload

Участники постерной сессии
Please reload

Поиск по авторам