Тезисы участников Конференции

Русскоязычная версия опросника MI-RSWB - Многофакторный опросник религиозного/духовного благополучия (ОРДБ)

17.04.2017

Технология конфессионально-ориентированной реабилитации больных эндогенными психическими заболеваниями с алкогольной зависимостью

17.04.2017

Особенности религиозного поведения у больных шизофренией с религиозно-мистическими переживаниями

17.04.2017

Особенности проведения лечебно-консультативной работы отделения особых форм психической патологии

17.04.2017

1/4
Please reload

Клинико-психопатологические характеристики бреда одержимости

 

В настоящее время, по данным литературы, нет единого мнения о характеристиках бреда одержимости, а также его клинико-нозологической принадлежности.  Ряд авторов полагает протекание этого состояния в рамках процессуального заболевания (Scrutton AP, 2015), ряд авторов относит данные состояния к диссоциативным расстройствам (Goff D.C. et al., 1991), однако, большинство авторов, независимо от клинико-нозологической принадлежности данного феномена, указывают на неотъемлемость культурального фактора (Chartonas D, Bose R, 2015), а также на отчетливую связь с психотравмой (Sapkota RP, 2014). При этом, имеется весьма мало публикаций, посвященных собственно клинико-психопатологическому анализу данного феномена, а также исследованию социо-демографических характеристик лиц, им страдающих.

 

Целью настоящего исследования явилось изучение клинико-психопатологических характеристик бреда одержимости, а также социо-демографических характеристик лиц, им страдающих.

 

Материал и методы. Нами обследовано 49 пациентов с бредом одержимости (12 мужчин и 37 женщин), средний возраст 36,9+ 1,8. Нами использовался клинико-психопатологический метод исследования, метод контент-анализа, а также все стандартные статистические методы с использованием программного пакетного обеспечения.

 

Результаты исследования. У больных с бредом одержимости наиболее высока частота пациентов со средним специальным (26,6%), средним (20,4%) и неполным средним (26,6%) образованием. В группе больных с бредом одержимости преобладают доли лиц, относящихся к среднему техническому персоналу (18,4%) и к неработающим (30,7%). При этом, нами не обнаружено ни одного научного работника или преподавателя вуза с данной симптоматикой. В браке состояло 11 (22,4%), не состояло или были разведены- 35 (71,5%), вдовцами (вдовами) являлись 3 (6,1%) пациентов.  Свыше 59% исследуемых посещали традиционную церковь и только 16,3% посещали кабинеты магов, экстрасенсов, колдунов и пр. При бреде одержимости психические расстройства шизофренического спектра диагностировались у 39 (79,6%) пациентов.  Наиболее часто он развивался в рамках параноидной шизофрении с приступообразно-прогредиентным течением. Что касается синдромальной характеристики бреда одержимости, то он был наиболее развернут в рамках синдрома бредовой деперсонализации.

 

Синдромотаксис при острых эндогенных психозах шизофренического спектра, в структуре которых развертывался бред одержимости, характеризовался последовательной сменой паранойяльного, сенестоипохондрического, параноидного, парафренного, онейроидного синдромов на депрессивном или маниакальном фоне.

 

 При органических психотических расстройствах бред одержимости развивался в рамках транзиторного делириозного синдрома.  Бред одержимости чаще всего сопровождался тревожностью (83,7%), возбуждением (69,4), напряженностью (61,2%) и галлюцинациями (65,3). Бред одержимости в виде монофабулы отмечался только в 9 (18,4%) наблюдениях, в сочетании с мистическим бредом – в 12 (24,4%), мессианства и депрессивным греховности по 9 (18,4%) и колдовства – в 10 (20,4%) наблюдениях. 

 

Развитие бредовой фабулы происходило по механизмам аффективного и катестезического бредообразования. Также выявлена положительная гамма корреляция бреда одержимости с депрессивным, сенестоипохондрическим, галлюцинаторно-параноидным синдромами.  Эти данные позволили обосновать типологию бреда одержимости по синдромальной принадлежности. Выделены параноидно-ипохондрический, галлюцинаторно-бредовой, депрессивно-бредовой, парафренный варианты.

 

Параноидно-ипохондрический вариант (10 наблюдений). Включает случаи, когда характерные для ипохондрических синдромов ощущения физического неблагополучия, психалгии, сенестоалгии, сенестопатии, сенестезии интерпретируются как результат порчи находящейся внутри организма нечистой силой. Больные убеждены в наличии неизлечимой болезни, отказываются от обследования, лечения («врачи здесь не помогут»). Иногда реальные, чаще всего моторные неврологические симптомы, например гемифасциальный спазм, трактуются как проявления овладения высшими мистическими существами. Галлюцинаторно-бредовой вариант (16 наблюдений). Наблюдался у больных с психическими расстройствами шизофренического спектра и характеризовался сочетанием элементов синдрома Кандинского-Клерамбо с бредом воздействия. При преобладании в клинической картине ассоциативных автоматизмов стержневой компонент синдрома – переживание воздействия посторонней силы персонифицировался и интерпретировался как овладение дьяволом.  Слуховые псевдогаллюцинации, насильственно возникающие наплывы мыслей, разматывания воспоминаний толковались как результат «бесовских козней». Больные жаловались на то, что по проискам сатаны в голову вкладываются мысли, оскорбляющие бога и священников («бог и дьявол одно и то же). Возникают голоса, призывающие совершить грех («слышу голос жениха внутри тела, жених добивается половой жизни, это во мне дьявол сидит, искушает, если уступлю бесу - плохо будет Богу»).  У больных с сенестопатическими автоматизмами тягостные, неприятные ощущения в теле переживались как непосредственное внедрение сверхъестественного существа. 

Депрессивно-бредовой вариант (14 наблюдений). Соответствует клинической картине, основными чертами которой являются затруднение в усвоении восприятий и мышления, тревожное или грустное настроение, задержка воли с присоединением бредовых идей греховности и недостойности, обыкновенно с религиозным оттенком и убеждением о нахождении внутри организма «нечистой силы». депрессивная симптоматика сочеталась с усиливающими чувство вины и греха переживаниями сексуального характера, ассоциативный и сенестопатический автоматизмы трансформировались в бред одержимости с эротической окраской.   Бредовую фабулу формировали галлюцинаторные переживания непристойных, бесстыдных манипуляций, производимых с половыми органами. Больные высказывали убеждения, что сверхъестественные существа (бесы) занимаются сексом, насилуют.

Парафренный вариант (9 наблюдений).  Наряду с облигатным признаком бреда одержимости – убеждении о внедрении в тело постороннего существа, данный вариант осложнялся нарушениями аутоидентификации от присвоения сверхъестественных полномочий («способность передавать одержимость другим») до тотальной деперсонализации. В тяжелых случаях (фантастическая парафрения) тенденция к фантастическому видоизменению бреда выражена наиболее отчетливо. Примером может служить больная С., у которой возникающие висцеральные галлюцинации внизу живота, тактильные галлюцинации в области гениталий, ощущения ударов, толчков (гаптические галлюцинации) приводили к необычным оргастическим ощущениям. Формировалось стойкое бредовое убеждение, что она оплодотворена нечистой силой и рожает дьявола. Бред метаморфозы выражался переживаниями деформации скелета, появлением шерсти, рогов, когтей, хвоста. Больные чувствовали, что превращаются в страшного зверя, ощущали рост когтей, деформацию скелета. Бредовое поведение характеризовалось психомоторным возбуждением, суицидальными намерениями и действиями. Бред Котара при данном варианте включал идеи отрицания, касающиеся аутопсихической, соматопсихической и аллопсихической сфер.

Динамика психоза была неоднозначной: сенестоипохондрические проявления сменялись бредом одержимости и нарушениями аутоидентификациями в течении одного приступа при периодических шизофренических психозах, либо в течение многих лет в течении прогредиентного процесса.

 

Обсуждение и выводы. Бред одержимости представляет собой сложное психопатологическое образование; его распространенности способствует образовательный уровень, культурная среда, принадлежность к определенным религиозным движениям. Собственно бред одержимости выявляется на психотическом уровне в рамках сенестоипохондрического, депрессивно-параноидного, галлюцинаторно-параноидного, деперсонализационно-дереализационного и парафренного синдромов. Представляется, что определенную роль здесь играет механизм катестезического бредообразования. Клиническое значение бреда одержимости тесно связано с его социальным аспектом. Сочетаясь с бредовыми идеями преследования он формирует определенные паттерны поведения в виде физической агрессии, бродяжничества, несуицидальной аутодеструкции. Выделены параноидно-ипохондрический, галлюцинаторно-бредовой, депрессивно-бредовой, парафренный варианты бреда одержимости.

Please reload

Участники постерной сессии
Please reload

Поиск по авторам