Тезисы участников Конференции

Русскоязычная версия опросника MI-RSWB - Многофакторный опросник религиозного/духовного благополучия (ОРДБ)

17.04.2017

Технология конфессионально-ориентированной реабилитации больных эндогенными психическими заболеваниями с алкогольной зависимостью

17.04.2017

Особенности религиозного поведения у больных шизофренией с религиозно-мистическими переживаниями

17.04.2017

Особенности проведения лечебно-консультативной работы отделения особых форм психической патологии

17.04.2017

1/4
Please reload

Православная психотерапия: запрос общества или мода?

В последние годы появились специалисты, которые называют себя  православными врачами. Особое место среди них занимают психиатры и психотерапевты, что вполне объяснимо. Православный окулист и «обычный» окулист практически не различимы. Архиепископ Лука (В.Ф.Войно-Ясенецкий) проводил операции по принятым в то время схемам, хотя и сопровождал их исполнением некоторых религиозных обрядов. Нам неизвестны какие-либо научные труды по православной хирургии или другим специальностям соматического профиля. Иная ситуация сложилась с психиатрией, а тем более психотерапией. Несмотря на атеистический характер советского государства, до нас дошли работы известного психиатра Д.Е.Мелехова. На разработку многих направлений психотерапии повлияли философские воззрения, в том числе и религиозные, их основоположников. Вместе с тем, до настоящего времени отсутствует представление о месте психотерапевта, позиционирующего свои конфессиональные предпочтения, в современной психотерапии. Проведенное исследование является попыткой подойти к решению указанной проблемы.

    

Цель исследования: изучить отношение врачей-психотерапевтов к православной психотерапии и перспективам развития данного направления.

 

Исследование включало в себя экспресс-опрос врачей-психотерапевтов и психиатров-наркологов, проходивших цикл повышения квалификации, дополненный фокус-группой с участием врачей-психотерапевтов. В исследовании участвовало 15 специалистов. Стаж работы по специальности у 9 врачей был более 10 лет. По возрасту они распределились следующим образом: до 40 лет – 6 человек, старше 40 лет – 9 человек, лица старше 60 лет отсутствовали.

Согласно опросу, 13 врачей обозначили себя  верующими людьми, 12 из них православные и в одном случае конфессия была обозначена как «свой взгляд». Два врача верующими себя не считают. Из 13 врачей, считающих себя верующими, только 4 исполняют традиционные церковные ритуалы (исповедуются, молятся, соблюдают посты).

 

На вопрос – «Интересуются ли пациенты Вашими религиозными убеждениями?»,- ответы распределились следующим образом: нет – 3, крайне редко – 7, иногда – 5. Мы отметили, что врачи больше интересуются религиозными взглядами пациентов: часто – 1 человек, иногда – 8 человек, крайне редко – 4 человека, не интересуется 1 человек. Используют в своей работе с пациентами цитирование религиозной литературы: часто – 1 человек, иногда – 4 человека, крайне редко – 2 человека, не используют – 7 человек, не дал ответа – 1 человек.

Дают совет своим пациентам обратиться к вере: часто – 1 человек, иногда – 8 человек, не дают таких рекомендаций – 6 человек. Рекомендуют своим пациентам посетить священника: иногда – 6 человек, крайне редко – 2 человека, не дают таких рекомендаций – 7 человек.

Половина опрошенных (8 человек) сообщили, что считают возможным сочетание в одном лице врача и священника, 5 человек с этим не согласны и 2 человека не смогли ответить на этот вопрос.

 

Имели опыт общения со священниками на почве лечения пациентов только 4 врача и оценили его как крайне незначительный (положительный или нейтральный).

 

В фокус-группе участвовало 8 врачей-психотерапевтов, в т.ч. двое мужчин и шесть женщин.

 

О существовании объединения православных врачей слышали все. Уровень знакомства врачей с принципами православной психотерапии минимальный. Имеет желание изучить глубже вопросы православной психотерапии только 1 человек, но готовы прослушать ознакомительную лекцию все. Врачи не имеют информации об объединении врачей иных конфессий. По мнению врачей, концепция научной психотерапии находится вне плоскости религии.

 

В настоящее время у православного психотерапевта возникают следующие проблемы. Во-первых, ограниченность в использовании методик психотерапии. Ряд методов психотерапии отвергается представителями церкви, в частности: гипнотерапия, психоанализ, трансперсональная психотерапия, нейро-лингвистическое программирование, телесно-ориентированная психотерапия. Во-вторых, могут возникнуть противоречия между религиозно-философскими воззрениями врача и жизненными установками пациента другой веры или атеиста.

 

Все врачи занимались лечением пациентов других религиозных конфессий, и при этом не возникало проблем на почве расхождения религиозных воззрений.

 

Служители православия, по мнению врачей, являются достаточно сложными пациентами для психотерапевта, вследствие  расхождения базовых установок психотерапевта и пациента. К числу таковых относится идея первородного греха, эксплуатация чувства вины и др. Вместе с тем, один из авторов статьи имел возможность выслушать положительную оценку двух монашек по поводу лечения у известного в городе психотерапевта. Обе они восторгались методом расстановок Б. Хеллингера, отмечая его особо высокую эффективность по сравнению с другими методами психотерапии, которые они проходили и образно называли их «играми на лужайке». Возможно, что такое позитивное отношение связано с особенностями личности этих пациенток,  улучшением состояния в процессе лечения, а также тем, что этому методу еще не дана оценка церковными властями. Данный случай, также как и опыт других психотерапевтов,  свидетельствует о том, что выбирая врача-психотерапевта верующие (и даже священнослужители) ориентируются в большей степени не на религиозные убеждения врача, а на его профессиональную репутацию.

 

К числу основных принципов  современной психотерапии относится правило – психотерапевт не должен  быть моралистом. Он не имеет права рассматривать то или иное поведение, в том числе и девиантное, как грех. В частности речь идет о гомосексуализме, мастурбации, прерванном половом акте и др. Известно негативное отношение церкви к половому просвещению молодежи в любой его форме. Вместе с тем, психотерапевту нередко приходится заниматься разъяснением  вопросов «половой культуры» с пациентами. По единодушному мнению врачей психотерапевт не должен заниматься спасением души пациента.

В качестве преимущества православной психотерапии была названа возможность более легкого установления контакта православного психотерапевта с верующим пациентом.

 

Таким образом, наше исследование выявило, что подавляющее большинство опрошенных нами специалистов в области психотерапии, являются лишь номинально верующими. В обществе крайне мал запрос на религиозно-ориентированную психотерапию. Врачи не проявляют особого интереса относительно религиозных установок больных, также как и больные относительно веры врачей. Даже те врачи, которые соблюдают церковные обряды, имеют слабые знания в области религиозной литературы и крайне редко используют религиозные знания в практической работе.   

Please reload

Участники постерной сессии
Please reload

Поиск по авторам