Тезисы участников Конференции

Русскоязычная версия опросника MI-RSWB - Многофакторный опросник религиозного/духовного благополучия (ОРДБ)

17.04.2017

Технология конфессионально-ориентированной реабилитации больных эндогенными психическими заболеваниями с алкогольной зависимостью

17.04.2017

Особенности религиозного поведения у больных шизофренией с религиозно-мистическими переживаниями

17.04.2017

Особенности проведения лечебно-консультативной работы отделения особых форм психической патологии

17.04.2017

1/4
Please reload

Социально-психологическое (религиозное) пространство

 

Конгруэнтность психического здоровья и религиозной деятельности всегда находилась в центре внимания медицинского сообщества. В научно-прикладном аспекте многократно обсуждался тезис о степени и эффектах влияния религиозности на душевное здоровье и поступки человека. Сходство психотерапевтических интервенций с религиозными традициями и ритуалами давно подмечено исследователями [2].

 

Религиозные организации имеют немалый опыт в осуществлении лечебно-реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с зависимостями, невротиков, онкологических больных и др., используя, в основном, не медицинские, а духовные и целительские практики. Верующий, погруженный в деятельность религиозной общины и окруженный людьми со сходным мировоззрением, оказывается в особых социально-психологических условиях. Само существование религиозной группы (РГ) сопровождается формированием своеобразного социально-психологического пространства, насыщенного разнообразными взаимодействиями. Нетрудно увидеть здесь сходство с реализацией некоторых психотерапевтических методов - «терапией средой» и «терапевтическим сообществом», с учетом психологических особенностей членов РГ, как, например, это было отмечено нами при лечении больных с определенными нозологическими группами соматических [4], наркологических заболеваний [3], а также при работе с лицами пожилого возраста [1].

 

Особое место в дискуссии психологов и психиатров занимают вопросы, касающиеся деятельности т.н. «нетрадиционных религиозных движений». Встречаются диаметрально противоположные мнения: как о вреде психическому здоровью вследствие пребывания в «нетрадиционной» религиозной организации, так и о благотворности участия в жизни такой общины; данные клинических исследований и наблюдений по указанной тематике чрезвычайно противоречивы [5].

 

Целью нашего исследования явилось обоснование выделения специфического социально-психологического (религиозного) пространства для формулировки принципов организации эффективной модели терапевтической среды.

Объектом исследования послужили члены РГ и их интеракции в религиозном пространстве. Исследование проводилось на базе медицинских учреждений, специализирующихся в лечебно-реабилитационной работе с психиатрическими пациентами и пациентами с пограничными психическими расстройствами в гг. Архангельске и Северодвинске Архангельской области.

 

Результаты исследования позволили выделить группы интеракций между членами РГ: физические взаимодействия (например, изменение режима питания во время соблюдения религиозных постов, а также психофизиологическое воздействие – ритуальный приём психоактивных веществ, изменение режима сна-бодрствования и др.); когнитивные взаимодействия (чтение и обсуждение религиозной литературы, духовные наставления, проповеди и др.); аффективные взаимодействия (исполнение религиозных песен, участие в групповой молитве и др.); социально-поведенческие (изменение коммуникационного поля, приёмы привлечения новых последователей, участие в религиозных обрядах, ритуалах, праздниках и др.). При этом интеракции среди членов РГ носили характер преимущественно сотрудничества, а не соперничества.

 

В ряде случаев наблюдалась взаимосвязь между эмоциональным состоянием члена РГ и участием в религиозно-обрядовой практике. Так, в период, предшествующий ритуалу (например, религиозному посту продолжительностью в несколько дней), верующие отмечали неудовлетворенность, плохое настроение, тревогу. Сразу после исполнения ритуала возникали противоположные ощущения: радость, приподнятое настроение, оптимистический взгляд на будущее.

Пациенты с хроническими психическими расстройствами (включая эндогенные заболевания) отмечали, что религия помогает им «справляться с жизненными трудностями», находить «друзей и родственные души», дает «спокойствие и душевный покой».

 

У членов РГ определены четкие критерии социальной идентификации: религиозная идентичность определяется не только по формально-внешним признакам (например, особенности одежды, религиозные жесты и пр.), но и по набору когнитивно-поведенческих инвариантов совместной религиозной деятельности (знание и трактовка религиозных текстов, обязательное соблюдение ритуалов и пр.).

 

Выводы. Основываясь на результатах исследования, можно констатировать, что:

- члены РГ в процессе своей деятельности инициируют формирование специфического социально-психологического (религиозного) пространства, включающего определенного рода роли и взаимодействия;

- именно аффективные интеракции играют существенную роль в возникновении и функционировании религиозного пространства;

- между степенью вовлеченности человека в РГ (частотой религиозно-обрядовой практики), амплитудой и динамикой аффективных реакций существует взаимосвязь, основанная на фрустрационном механизме и носящая пульсирующий характер.

- функциональная направленность большинства РГ (вне зависимости от внешнего социального контекста) носит, скорее, позитивно-коммуникационный характер,                          в связи с этим возникает интерес к изучению конструктивного опыта деятельности религиозных организаций по реализации помощи пациентам, в том числе с различными психическими расстройствами.

 

 

Литература:

 

  1. Голубева Е.Ю., Данилова Р.И., Соловьев А.Г. Социально-экологические подходы в оценке потребности в уходе за пожилыми людьми // Экология человека. - 2005. - № 9. - С. 48-53.

  2. Курпатов А.В., Алехин А.Н. Философия психологии. Новая методология. - М.: ЛитРес, 2017. - 1083 с.

  3. Новикова Г.А., Соловьев А.Г., Новикова И.А. Оценка нарушения социально-психологической адаптации подростков вследствие пивной алкоголизации // Наркология. - 2012. - Т.11. - № 7 (127). - С. 40-44.

  4. Новикова И.А., Соловьев А.Г., Сидоров П.И. Психологические особенности больных с сердечно-сосудистой патологией // Российский кардиологический журнал. - 2004. - № 1 (45). - С. 28-32.

  5. Сидоров П.И., Соловьев А.Г., Бабкин Р.А. Социально-психологические аспекты сектантства // Российский психиатрический журнал. - 2001. - № 3. -  С. 29-33.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

Please reload

Участники постерной сессии
Please reload

Поиск по авторам