Тезисы участников Конференции

Интегративные принципы организации консультативно-диагностической и реабилитационной работы психолог



Цель исследования. Уточнение роли религиозного контекста в выборе форм сотрудничества с больными и их окружением. Продолжение развития оригинального направления исследования содержания ключевых рисков и ресурсов в разнообразных условиях. У больных с эндогенными психическими расстройствами на фоне разочарования в социальных нормах и ориентирах отмечается разрушение рациональной картины мира, радикальная трансформация привычного уклада жизни. Многие из них все чаще обращаются к религиозному ресурсу при возникновении проблемных ситуаций.


В результате возрастает прямое или опосредованное влияние религиозных факторов и феноменов на выбор форм, целей, меры ответственности в терапевтическом сотрудничестве. Это имеет особое значение, как для этапа установления доверительного контакта, так и для периода становления ремиссии. В данном исследовании мы пытаемся раскрыть причины и механизмы появления проблемных (иногда тупиковых) или по-настоящему прорывных и высоко ресурсных ситуаций в процессе психотерапевтического и реабилитационного поиска.


Одной из важных целей данной работы является осуществление системного анализа многолетнего опыта практической реализации принципов интегративного событийно-тематического подхода в комплексе мер сопровождения, помощи и поддержки больных. Начало подходу было положено в давних исследованиях благоприятных исходов при шизофрении. На основании новых данных мы стремились уточнить условия и механизмы влияния религиозного ракурса восприятия и интерпретации на процессы ранжирования событий и тем жизни по степени важности и актуальности. Это позволяет приблизиться к объяснению природы феномена уравнивания значения хотя и редких, но объективно экстремальных и чрезвычайных событий с теми, что часто встречаются в повседневной жизни больных и степень сложности которых соответствуют уровню их возможностей. В очередной раз мы стремились выяснить меру влияния возрастного фактора на соотношение процессов адаптации, развития и обучения при решении текущих проблем повседневности в формате малой группы. Мы так же хотели прояснить психологические функции, смысл и значение систематического участия больных в совместных формах копинга (диадических, групповых, коллективных). В нашем случае наиболее удачным и информативным был опыт участия в событийно-тематической реабилитационной экспедиции больных разного возраста, с разным уровнем личной религиозности, с разной степенью включенности в жизнь церковно-религиозной среды, различным опытом религиозных переживаний, но с одинаковым типом патопсихологического синдрома.


Оценка специфики этого, в целом достаточно положительного, опыта участия в совместном групповом копинге, дополненная функционально-смысловым анализом влияния на него параметров религиозного, коммуникативного, социально-психологического контекста, позволяет нам сделать вывод о наличии пределов и ограничений в использовании стратегий религиозного опыта.


Очевидно, что в будущем нам и нашим коллегам, придется уточнить на практике многие критерии обоснования обращения к различным стратегиям религиозного копинга. Естественно, что это может быть сделано с учетом наличия весьма существенных качественных различий между его участниками. С целью предотвращения влияния рисков необоснованного (спонтанного или осознанного и целенаправленного) использования религиозного копинга мы обращаемся к ресурсу персонифицированного подхода и к практике регулярного обсуждения спектра личностных, социальных, семейных, религиозных проблем. Актуальна задача разработки процедуры таких обсуждений. Необходимо уточнить уровень и перечень задач, наиболее эффективно решаемых формами совместного копинга в составе малых и средних групп (выездные лагеря, паломничество). Обосновать важность продолжения поиска и исследования пространств (полифункциональных, политематических) и спектр типичных для них рекреационных, психотерапевтических, образовательно-познавательных, интеграционных и других возможностей. (Слоневский Ю.А., 2011).


Материал и методы.