Тезисы участников Конференции

Интеграция психиатрии и религии в оказании помощи гражданам старшего поколения



В мире наблюдаются глобальные демографические тенденции, связанные со старением населения. В период с 2007 по 2050гг. доля лиц старше 60 лет возрастет с 10% до 33%, достигнув 2 миллиардов человек. Впервые в истории пожилые и молодые люди будут составлять равные доли в структуре населения. К 2050г. число пожилых людей в некоторых странах вдвое превысит число детей. В России доля лиц старшего возраста увеличится до 29% к 2031г. Ожидаемая продолжительность жизни вырастет как у мужчин (с 69,7 до 73,3 лет), так и у женщин (с 75,5 до 82 лет).


Процессы старения ассоциируются с ростом психической патологии и деменций. Ожидается, что число пациентов с деменциями в мире возрастет с 35,6 до 65,7 млн человек к 2030г. и до 145 млн человек к 2050г.


По данным ВОЗ, ежегодно более 800 000 человек совершают самоубийства. Они являются второй ведущей причиной смерти среди молодых людей 15–29 лет. Среди лиц старше 75 лет этот показатель в три раза выше, чем среди молодежи.


Процессы инволюции могут проявляться упрощением биологической структуры функциональной системы организма, постепенным, но неравномерным снижением биологических, психических и социальных функций, обратным развитием отдельных органов и систем, снижением адаптационных возможностей. Наряду с этим для инволюции характерны и приспособительные адаптационно-регуляторные механизмы, способные поддерживать функционирование организма на оптимальном уровне, направленные на выживание, повышение жизнеспособности, увеличение продолжительности жизни [Фролькис В.В., 1982]. Их эффективность увеличивается посредством разнообразных когнитивных, эмоциональных, поведенческих адаптивных действий, так называемых копинг-стратегий, например, оптимизма, позитивного настроя, религиозной веры.


В настоящее время отмечается не только недостаточная организация и качество системы оказания медико-социальной помощи гражданам старшего поколения, но и недооценка в этой системе роли духовной составляющей при придании наибольшего значения биологической.


При этом в христианской антропологии личность рассматривается в единстве духовных, душевных и телесных проявлений. Духовность определяется как высший уровень развития и саморегуляции личности, игнорирование которого приводит к нравственному диссонансу, духовному конфликту и расстройству духовной, душевной и телесной сфер.


Ортодоксальной психиатрией взаимоотношения между психическим здоровьем и духовностью, основным проявлением которой является религиозность, не исследуются, а порой интерпретируются скептически. Как писал епископ Варнава (Беляев), «по иронии судьбы и истории людьми с больной душой занимаются врачи, не верующие ни в душу, ни в Бога, а не пастыри и учителя Церкви и не духовные старцы».


При этом еще Евангелистами описывались одержимые «припадками» и «духом нечистым», «бесноватые», «лунатики», «прокаженные», «расслабленные», «кровоточивые», «глухие», «слепые», «немые» и «косноязычные», страдающие «язвами», «всякими болезнями и немощами», исцеляемые словом Божием.


На протяжении столетий отмечалось эпидемическое распространение особых психических расстройств, в простонародье именуемых «бесноватостью», «икотой», «кликушеством», «меряченьем». Их клиническая картина содержит идеи одержимости, колдовства, мессианства, озарения, откровения, пророчества, религиозные видения и глоссолалии и совпадает с Евангелическим описанием подобных состояний.