Тезисы участников Конференции

Интеграция психиатрии и религии в оказании помощи гражданам старшего поколения



В мире наблюдаются глобальные демографические тенденции, связанные со старением населения. В период с 2007 по 2050гг. доля лиц старше 60 лет возрастет с 10% до 33%, достигнув 2 миллиардов человек. Впервые в истории пожилые и молодые люди будут составлять равные доли в структуре населения. К 2050г. число пожилых людей в некоторых странах вдвое превысит число детей. В России доля лиц старшего возраста увеличится до 29% к 2031г. Ожидаемая продолжительность жизни вырастет как у мужчин (с 69,7 до 73,3 лет), так и у женщин (с 75,5 до 82 лет).


Процессы старения ассоциируются с ростом психической патологии и деменций. Ожидается, что число пациентов с деменциями в мире возрастет с 35,6 до 65,7 млн человек к 2030г. и до 145 млн человек к 2050г.


По данным ВОЗ, ежегодно более 800 000 человек совершают самоубийства. Они являются второй ведущей причиной смерти среди молодых людей 15–29 лет. Среди лиц старше 75 лет этот показатель в три раза выше, чем среди молодежи.


Процессы инволюции могут проявляться упрощением биологической структуры функциональной системы организма, постепенным, но неравномерным снижением биологических, психических и социальных функций, обратным развитием отдельных органов и систем, снижением адаптационных возможностей. Наряду с этим для инволюции характерны и приспособительные адаптационно-регуляторные механизмы, способные поддерживать функционирование организма на оптимальном уровне, направленные на выживание, повышение жизнеспособности, увеличение продолжительности жизни [Фролькис В.В., 1982]. Их эффективность увеличивается посредством разнообразных когнитивных, эмоциональных, поведенческих адаптивных действий, так называемых копинг-стратегий, например, оптимизма, позитивного настроя, религиозной веры.


В настоящее время отмечается не только недостаточная организация и качество системы оказания медико-социальной помощи гражданам старшего поколения, но и недооценка в этой системе роли духовной составляющей при придании наибольшего значения биологической.


При этом в христианской антропологии личность рассматривается в единстве духовных, душевных и телесных проявлений. Духовность определяется как высший уровень развития и саморегуляции личности, игнорирование которого приводит к нравственному диссонансу, духовному конфликту и расстройству духовной, душевной и телесной сфер.


Ортодоксальной психиатрией взаимоотношения между психическим здоровьем и духовностью, основным проявлением которой является религиозность, не исследуются, а порой интерпретируются скептически. Как писал епископ Варнава (Беляев), «по иронии судьбы и истории людьми с больной душой занимаются врачи, не верующие ни в душу, ни в Бога, а не пастыри и учителя Церкви и не духовные старцы».


При этом еще Евангелистами описывались одержимые «припадками» и «духом нечистым», «бесноватые», «лунатики», «прокаженные», «расслабленные», «кровоточивые», «глухие», «слепые», «немые» и «косноязычные», страдающие «язвами», «всякими болезнями и немощами», исцеляемые словом Божием.


На протяжении столетий отмечалось эпидемическое распространение особых психических расстройств, в простонародье именуемых «бесноватостью», «икотой», «кликушеством», «меряченьем». Их клиническая картина содержит идеи одержимости, колдовства, мессианства, озарения, откровения, пророчества, религиозные видения и глоссолалии и совпадает с Евангелическим описанием подобных состояний.


Несмотря на попытку их масштабного научного рассмотрения в рамках традиционной психиатрии, для предотвращения религиозных эпидемий этих расстройств, даже во времена неприятия религии, психиатры-исследователи в разработанных методических рекомендациях наряду с использованием медикаментозной и психотерапии предлагали «учить население разумно соблюдать религиозные обряды» и «использовать ритуалы молитвы как аутотренинг нервно-психической сферы» (Медведева В.В., 1980).


Согласно «Основам социальной концепции Русской православной церкви» (2000г.) одинаково неоправданным является как «сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости», так и «попытка лечения любых расстройств исключительно клиническими методами», ряд расстройств духовной сферы, пограничных с психическими заболеваниями, нуждаются в пастырском окормлении и применении специальных практик.


Такими практиками, оказывающими духовный и психотерапевтический эффект, являются церковные таинства - крещение, венчание, исповедь и причащение, соборование, отпевание, а также молитва и участие в церковном сообществе.


Невозможно недооценить и обращение к святоотеческому наследию, к трудам и жизненному опыту святых, которые при жизни претерпели многие испытания и через их преодоление приобрели дары прозорливости, исцеления телесных, душевных и духовных немощей, молитвенной помощи даже после их смерти.


В позднем возрасте обращение к религиозности и духовности способно определять дальнейшее эволюционное развитие человека и благоприятные формы старения. Отмечено, что у верующих людей старшего поколения при постоянном когнитивном тренинге, связанном с участием в церковных таинствах и православной общине, с вычитыванием и заучиванием молитв, нет выраженных эмоциональных и когнитивных расстройств. Для верующего человека неоспоримо, что вера, церковные таинства и практики способны облегчать не только телесные, но и духовные немощи. Даже в случае развития психических расстройств, религиозный пациент способен использовать особые способы совладания с ними. Так, пациентка созрительным галлюцинозом отмечала, что во время молитвы «видения успокаивались, уходили или сами начинали слушать». Пациентка со слуховым галлюцинозом считала их проявлением «темных сил», при их появлении молилась и просила помощи у иконы Божией Матери. Больная с угрожающими слуховыми галлюцинациями читала Псалтырь, осеняла их крестным знамением «освященной рукой» (приложенной к Святым мощам) и «запирала» в углу комнаты.


Учитывая важность духовной помощи при психических расстройствах, депрессиях, деменциях, связанных как с самими процессом инволюции, так и с тяжелыми утратами, болезнями, потерей смысла жизни и страхом смерти, возникла потребность в обращении к такому святому, который при жизни сам испытал много страданий, связанных, в том числе, с тяжелыми болезнями, духовными немощами, искушениями и страстями, стал духовным пастырем и наставником в трудных жизненных ситуациях для многих нуждающихся, исцелял духовные, психические и телесные немощи, жизненный пример и молитвенное обращение к которому могли бы помочь пациентам в исцелении.


Таким святым для нас стал преподобный Гавриил Седмиезерный (Зырянов) – один из великих старцев дореволюционной России, прославленный в лике местночтимых святых Казанской епархии в 1996 году. Его жизненный путь был тернистым — со множеством страшных, лютых искушений, преследовавших его в течение всей жизни. Постоянными спутниками преподобного Гавриила были непонимание, клевета, предательство со стороны братии, тяжкие болезни и непрестанная духовная брань.


Он сам, познав на опыте, что значат «цепи страстные», впоследствии всегда был сострадателен к рабам какой-либо страсти, никогда не осуждал их, соболезновал, старался словами, своими советами и молитвами ослабить «узы вражеского плена». Преподобный Гавриил миловал и жалел всех подверженных дурным привычкам и страстям и прославился как великий утешитель и помощник в скорбях. Кто-то искал у него разрешения от тягостных сомнений, кто-то молитвенной помощи, кто-то приходил к старцу в надежде на чудесное исцеление от физических и психических недугов. Но более всего он помогал нервнобольным, близким к отчаянию и сумасшествию (епископ Варнава (Беляев) «Тернистым путем - к небу», 1996г.).


Преподобный Гавриил использовал в помощи нуждающимся обращение к трем составляющим человеческого существа. На биологическом уровне он с успехом применял гомеопатические средства, на психологическом - утешение, на духовном - церковные таинства и молитву за болящего. Из книги архимандрита Симеона Холмогорова «Един от древних» (1964г.): «Когда же все средства исчерпывались и не было возможности вызвать врача, батюшка возлагал все упование на Бога и начинал усиленно молиться, давая при этом обеты. И больные начинали поправляться».


Но самым действенным средством помощи была любовь старца к Богу и людям, которая сопровождала его всю жизнь и тепло, и свет этой любви привлекали к нему сердца и мятущиеся души страждущих исцеления. Преподобному Гавриилу был открыт дар прозрения, слезной умилительной молитвы и духовного водительства - старческого душепопечения.


В 2015 году во время работы Российского съезда психиатров в Казани группа врачей-психиатров побывала в Седмиезерной Богородичной пустыни, где покоятся мощи преподобного Гавриила Седмиезерного, познакомилась с настоятелем монастыря – архимандритом Германом (Кузьминым), который передал в дар Центру психиатрии и наркологии им. В.П.Сербского икону преподобного Гавриила Седмиезерного, книги о святом, которые и сейчас помогают врачам-психиатрам в оказании духовной помощи пациентам. В дальнейшем его икона с частицей мощей была передана в Высоко-Петровский монастырь г.Москвы. Стали регистрироваться свидетельства духовной помощи и исцелений по молитвам к преподобному Гавриилу при духовных, душевных и телесных заболеваниях, которые направлялись в комиссию по канонизации святых Казанской епархии. В настоящее время идет процесс общецерковного прославления святого.


Ннаблюдающееся в психиатрии игнорирование духовности может быть связано с несовместимостью представлений, основанных на науке и вере; низким уровнем религиозности среди психиатров; недооценкой ими роли религии в жизни пациентов; недостатком у них специальных познаний в этой области. Однако в последние десятилетия появились глубокие исследования в этой области (Авдеев Д.А., Полищук Ю.И., Кондратьев Ф.В.). Во Всемирной психиатрической ассоциации создан отдел «Religion, SpiritualityandPsychiatry». Это идет в поддержку и развитие мнения выдающегося психиатра Д.Е.Мелехова (1979), по словам которого, «в психологии и психиатрии возникла императивная необходимость синтетического рассмотрения психических проявлений человека во всей полноте его духовного и психофизического бытия».

#Пищикова

Участники постерной сессии
Поиск по авторам
Тегов пока нет.