Тезисы участников Конференции

Православная психотерапия: запрос общества или мода?

В последние годы появились специалисты, которые называют себя православными врачами. Особое место среди них занимают психиатры и психотерапевты, что вполне объяснимо. Православный окулист и «обычный» окулист практически не различимы. Архиепископ Лука (В.Ф.Войно-Ясенецкий) проводил операции по принятым в то время схемам, хотя и сопровождал их исполнением некоторых религиозных обрядов. Нам неизвестны какие-либо научные труды по православной хирургии или другим специальностям соматического профиля. Иная ситуация сложилась с психиатрией, а тем более психотерапией. Несмотря на атеистический характер советского государства, до нас дошли работы известного психиатра Д.Е.Мелехова. На разработку многих направлений психотерапии повлияли философские воззрения, в том числе и религиозные, их основоположников. Вместе с тем, до настоящего времени отсутствует представление о месте психотерапевта, позиционирующего свои конфессиональные предпочтения, в современной психотерапии. Проведенное исследование является попыткой подойти к решению указанной проблемы.


Цель исследования: изучить отношение врачей-психотерапевтов к православной психотерапии и перспективам развития данного направления.


Исследование включало в себя экспресс-опрос врачей-психотерапевтов и психиатров-наркологов, проходивших цикл повышения квалификации, дополненный фокус-группой с участием врачей-психотерапевтов. В исследовании участвовало 15 специалистов. Стаж работы по специальности у 9 врачей был более 10 лет. По возрасту они распределились следующим образом: до 40 лет – 6 человек, старше 40 лет – 9 человек, лица старше 60 лет отсутствовали.

Согласно опросу, 13 врачей обозначили себя верующими людьми, 12 из них православные и в одном случае конфессия была обозначена как «свой взгляд». Два врача верующими себя не считают. Из 13 врачей, считающих себя верующими, только 4 исполняют традиционные церковные ритуалы (исповедуются, молятся, соблюдают посты).


На вопрос – «Интересуются ли пациенты Вашими религиозными убеждениями?»,- ответы распределились следующим образом: нет – 3, крайне редко – 7, иногда – 5. Мы отметили, что врачи больше интересуются религиозными взглядами пациентов: часто – 1 человек, иногда – 8 человек, крайне редко – 4 человека, не интересуется 1 человек. Используют в своей работе с пациентами цитирование религиозной литературы: часто – 1 человек, иногда – 4 человека, крайне редко – 2 человека, не используют – 7 человек, не дал ответа – 1 человек.

Дают совет своим пациентам обратиться к вере: часто – 1 человек, иногда – 8 человек, не дают таких рекомендаций – 6 человек. Рекомендуют своим пациентам посетить священника: иногда – 6 человек, крайне редко – 2 человека, не дают таких рекомендаций – 7 человек.

Половина опрошенных (8 человек) сообщили, что считают возможным сочетание в одном лице врача и священника, 5 человек с этим не согласны и 2 человека не смогли ответить на этот вопрос.


Имели опыт общения со священниками на почве лечения пациентов только 4 врача и оценили его как крайне незначительный (положительный или нейтральный).


В фокус-группе участвовало 8 врачей-психотерапевтов, в т.ч. двое мужчин и шесть женщин.


О существовании объединения православных врачей слышали все. Уровень знакомства врачей с принципами православной психотерапии минимальный. Имеет желание изучить глубже вопросы православной психотерапии только 1 человек, но готовы прослушать ознакомительную лекцию все. Врачи не имеют информации об объединении врачей иных конфессий. По мнению врачей, концепция научной психотерапии находится вне плоскости религии.


В настоящее время у православного психотерапевта возникают следующие проблемы. Во-первых, ограниченность в использовании методик психотерапии. Ряд методов психотерапии отвергается представителями церкви, в частности: гипнотерапия, психоанализ, трансперсональная психотерапия, нейро-лингвистическое программирование, телесно-ориентированная психотерапия. Во-вторых, могут возникнуть противоречия между религиозно-философскими воззрениями врача и жизненными установками пациента другой веры или атеиста.


Все врачи занимались лечением пациентов других религиозных конфессий, и при этом не возникало проблем на почве расхождения религиозных воззрений.


Служители православия, по мнению врачей, являются достаточно сложными пациентами для психотерапевта, вследствие расхождения базовых установок психотерапевта и пациента. К числу таковых относится идея первородного греха, эксплуатация чувства вины и др. Вместе с тем, один из авторов статьи имел возможность выслушать положительную оценку двух монашек по поводу лечения у известного в городе психотерапевта. Обе они восторгались методом расстановок Б. Хеллингера, отмечая его особо высокую эффективность по