Тезисы участников Конференции

Психопатологические особенности эндогенных приступов в юношеском возрасте с бредовыми идеями религио



Актуальность изучения бредовых расстройств религиозно-мистического содержания при юношеской приступообразной шизофрении обусловлена высокой частотой встречаемости подобных бредовых состояний (24-28,4%) [Пашковский В.Э., 2007; Siddle R. et al., 2002], сложностью психопатологической структуры бредового комплекса с религиозной фабулой, аутодеструктивным бредовым поведением. Представляется значимым оценить прогностическую роль подобных состояний с учетом возрастной атипии [Каледа В.Г., 2006].


Целью исследования является определение клинико-психопатологических особенностей бредовых расстройств религиозно мистического содержания, формирующихся в структуре приступов юношеского эндогенного приступообразного психоза (ЮЭПП).


Материалы и методы. Клинико-психопатологическим методом были обследованы 53 больных ЮЭПП (F20, F25 по МКБ-10) мужского пола, которые в юношеском возрасте перенесли психотический приступ с религиозным бредом.

Результаты, обсуждение. Частота встречаемости психотических приступов с религиозными бредовыми идеями составила 18,1% (53 человека) среди всех больных ЮЭПП, поступивших в отделение группы психических расстройств юношеского возраста клиники НЦПЗ в 2015-2017 гг. Структура изучаемых психотических приступов была представлена аффективно-бредовыми (49,0% - 26 человек), галлюцинаторно-бредовыми (43,4% - 23 человека) и кататоно-бредовыми состояниями (7,6% - 4 человека). При анализе доманифестного этапа заболевания было обнаружено, что в большинстве случаев (38 человек - 71,7%) развитие психотического приступа с религиозно-мистической фабулой происходило на фоне предшествующего индифферентного отношения к религии.

Примерно с равной частотой бредовые идеи религиозного содержания формировались в структуре первого (48,2%) и повторного (51,8%) приступов. Средний возраст развития приступа с бредовыми расстройствами религиозно-мистического содержания составил 24,3 года.


На основании изученных случаев представилось возможным выделить следующие группы, объединенные общими особенностями клинической картины и динамики психотического приступа: 1) с доминированием бреда бесоодержимости (41,5% - 22 человека); 2) с преобладанием острого чувственного бреда: а) мессианского (18,9% - 10 человек) и антагонистического бреда (17,0% - 9 человек), б) бреда греховности (18,9% - 10 человек); 3) онейроидные религиозные состояния (3,7% - 2 человека).


Доманифестный этап при приступах с доминированием бреда бесоодержимости характеризовался постепенным развитием сверхценного религиозного мировоззрения с формированием симптомокомлекса «метафизической интоксикации» [Дубницкий Л.Б., 1977]. Больные начинали посещать церковь, придерживаться предписанных религией канонов и т.д. Впоследствии, по мере начала психотического приступа, формировались низко систематизированные идеи колдовского воздействия, преследования, значения. В дальнейшем возникали висцеральные и слуховые псевдогаллюцинации, а так же сенесталгии и сенестопатии, которые расценивались больными, как момент интервенции в них демонической силы или ее воздействия. Пациенты красочно описывали обстоятельства «проникновения» бесов, подробно рассказывали о своих ощущениях. Бредовая фабула подвергалась тщательной идеаторной обработке. В большинстве случаев причину бесоодержимости пациенты видели либо в наказании, считая, что бес смог проникнуть через «ослабленную неправедными поступками духовную защиту», либо считали, что таким образом они искупают совершенные грехи, называя «бесоодержимость» посланным Богом испытанием. Явления нарастающих нарушений мышления, ощущение соматического неблагополучия пациенты трактовали как результат воздействия «бесовских сил». На высоте состояния возникали идеаторные и речедвигательные автоматизмы - формировался синдром Кандинского-Клерамбо. Как правило, в ремиссии полной редукции психопатологического комплекса практически не наблюдалось, сохранялись аффективные колебания, отдельные сенестопатии, резидуальные бредовые идеи воздействия, одержимости с тенденцией к нарастанию и расширению негативных изменений личности.